Николай караченцов: меня всегда считали универсальным артистом

Николай караченцов: меня всегда считали универсальным артистом

Николая Караченцова знают и любят в нашей стране за запоминающиеся, разноплановые роли в театре и кино.
— Николай Петрович, вы не задумывались, что для аристократического образа графа Резанова у вас не то лицо? У вас лицо соответствует скорее устойчивому амплуа ковбоя

Видимо, Захаров считал иначе Как-то на съемках ко мне подошла женщина: Сынок, я тебя так люблю, ну не пей ты! А я ей: Матушка, поверьте, я непьющий… У меня всю жизнь мешки под глазами. И у Яны, внучки, тоже. Такие же… Такое врожденное строение лица. Да и вообще при моих физических нагрузках особо пить было некогда. Так, две-три рюмки иногда за ужином. В общем, по поводу своего лица я никогда не комплексовал.

В годы учебы в Школе-студии МХАТ, в вузе вполне идеологическом, студентов воспитывали на образах, сыгранных мастерами старшего поколения: Ленин в исполнении Щукина, Чапаев Бабочкин, Александр Невский Черкасов… Вы мечтали играть великих?

У меня однозначного амплуа никогда не было. В студенческие годы играл вора-рецидивиста Жоржа Милославского в Иване Васильевиче по Булгакову, вдипломном спектакле в постановкеШвейка роль поручика Лукаша В этом спектакле мы играли вместе с Борей Чинаевым, скоторыми пришли в Ленком.

Со студенческой скамьи в основной состав одного из лучших театров страны?

Да. В школе-студии существует закон: лучших студентов на последних курсах в первую очередь бронирует МХАТ. Берут самых интересных выпускников, которые, по мнению корифеев Художественного театра, могут продолжить

  • Николай караченцов: меня всегда считали универсальным артистом

    Лариса Лужина: Заборы делают людей одинокими!

мхатовскую школу. Остальные идут в другие театры, включая провинциальные.
И вот в 1967 году случилось, наверное, единственное в истории школы-студии событие, нарушившее традицию: распределение в Ленком, по прямому указанию из министерства культуры. Нас всех тогда вызвали в министерство и сделали предложение

Почему нарушили традицию?

Из Театра имени Ленинского комсомола ушли Эфроса. Анатолий Васильевич по тогдашним правилам имел неписаное право забрать с собой десять лучших актеров. Он увел Ольгу Яковлеву, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, Валентина Гафта, Антонину Дмитриеву, Проню Захарову, Льва Круглого, Льва

  • Николай караченцов: меня всегда считали универсальным артистом

    Наталья Нурмухамедова: Теперь у меня появилась дача в Крыму

Дурова, Леонида Каневского… Тогда я думал: как же можно уйти, предать театр? Потом оказалось, что каждый артист Ленкома мечтал, чтобы Эфрос взял его с собой, поскольку этот режиссер в отечественном театре фигура!

Театр оголился,и театральные начальники стали просматривать дипломные выпуски посильнее, чтобы взять в Ленком весь курс.

Выяснилось, что назначенный режиссер Владимир Васильевич Монахов в свое время учился с художественным руководителем нашего курса Виктором Карловичем Монюковым. И Монахов предложил Монюкову: Давай с твоего курса возьмем десять человек. Так все и произошло.

Все согласились на Ленком?

Только один не согласившийся нашелся мой друг Женька Киндинов. К тому времени его сестрица была замужем за Павлом Хомским, режиссером Театра юного зрителя. ТЮЗ в театральной жизни Москвы начала семидесятых один из самых посещаемых! На спектакль Мой брат играет на кларнете по пьесе Алексина билетов было не достать.

Евгений Киндинов жил в одной квартире с семьей сестры, и Хомский уже фантазировал, что Женька будет репетировать в ТЮЗе в спектакле Звезда. Одним словом, Киндинов отказался, решил, что не поймут его сестра с мужем. Наивный Так он оказался во МХАТе.

Блатные на вашем курсе учились?

Кто бы из преподавателей возился с блатными четыре года! Ведь все друг у друга на виду. Другое дело, когда приходит поступать мальчик с фамилией Леонов и с именем Андрей. Сразу вопрос: он случайно не сын? Внимания к нему будет больше. И если встретятся на экзамене три паренька приблизительно одного дарования, но среди них будет Леонов, конечно, возьмут именно его. Но это лишь мои домыслы.

В какой-нибудь исторической роли видите себя сейчас?

Может, Малюты Скуратова (Смеется.) На самом деле в любой роли вижу себя, и не обязательно исторической. Можно и фантастической

Меня всегда считали универсальным артистом. После Старшего сына мне предлагали роли в направлении социально-психологическом, после Собаки на сене комедийно-гротесково-музыкальные. После Юноны пошли герои-любовники.

Среди моих театральных ролей многосильных личностей. Не только герои давней истории граф Резанов, князь Меньшиков, бунтарь Тиль, но и персонажи нашей эпохи генерал Карбышев в Диктатуре совести, Алексей в Оптимистической трагедии.

В кино играл чаще современников танкиста в Солдатах свободы, райкомовца в Красной площади, фиктивного сына-разгильдяя в Старшем сыне

  • Николай караченцов: меня всегда считали универсальным артистом

    архив актера

  • Николай караченцов: меня всегда считали универсальным артистом

    архив актера

  • Николай караченцов: меня всегда считали универсальным артистом

    архив актера

  • Николай караченцов: меня всегда считали универсальным артистом

    архив актера

— Кем были ваши родители?

Сколько помню, отец работал художником-графиком. Много лет сотрудничал с Огоньком. Плакаты на антивоенные и мирные, народно-хозяйственные темы рисовал. Их и сейчас еще иногда можно встретить в букинистических магазинах. Он фронтовик, дошел до Курской дуги, был ранен в ногу. Ему хотели сделать ампутацию, но он не дался врачам и, как показала жизнь, правильно сделал. Перенес одиннадцать инфарктов и прожил долгую жизнь

Мама балерина, служила главным балетмейстером в Театре оперы и балета городаУлан-Батора. Руководила танцевальными коллективами во Вьетнаме, Монголии, Сирии…

Да вы из мальчиков-мажоров. Жили, наверное, в отдельной квартире, на Волге девчонок катали?

Машины не было, квартира была, в Девятинском переулке. И жил я в ней один, поскольку матушка подолгу находилась за границей. Стилягой не был, но жилось мне чуть проще, чем однокурсникам. В доме водились чеки из Березки серии Д. Иногда отоваривался в закрытом магазине. Помню, купил там первые джинсы Супер Райфл…

Как безыдейно!

Вовсе нет, я и комсомольцем был, и коммунистом,кстати, с 17 лет. До заместителя секретаря парткома театра поднялся. Вступил в партию на первом курсе института. По идейным мотивам.Хотел спасти мир, а в конце 80-х, когда началось всеобщее разочарование, предложил закрыть заседание нашего партбюро. Навсегда.

Марк Анатольевич сказал на это, что время закрывать партячейку пока не пришло. Но после того, как партбилет в эфире программы Взгляд сжег, сам фактически ее и распустил

У нас немало поющих артистов. В серьезной картине артист не поет, если только это не лирический момент, когда он от имени героя исполняет песню под гитару где-нибудь в компании, ну или Штирлиц, пытающийся сам себе напеть 23 февраля Ой, ты степь широ-о-окая

Существовал жанр музыкальный фильм. Но это театральный прием,пришедший в кино. Я раньше мечтал сыграть в Короле Лире на сцене, потому что там есть песня. Как в Юноне и Тиле. И было принято, что в кино поют профессиональные оперные или опереточные певцы, а актеры в кадре лишь рты открывают.
Абдулов тоже хотел сыграть на сцене Короля Лира.

Тоже из-за песен?

Он просто хотел сыграть в Лире, поставленном Някрошюсом,не предполагая, что это будет музыкальная постановка. Я же хотел, чтобы Алексей Рыбников специально под меня написал некое музыкальное действие.

Таким стал спектакль Юнона и Авось?

В общем, да, но этот спектакль в Ленкоме никогда бы не появился, не выйди ранее Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты. Я в нем исполнял сразу две роли: Смерти и главаря рейнджеров. Как уверял Рыбников, сначала он писал на меня партию Хоакина. Но потом понял, что роль Смерти выстраивается и сложнее, и локальнее. В результате Мурьету сыграл Абдулов, а мне интереснее было делать Смерть как образ.

Юнона самый громкий спектакль Захарова, первая советская рок-опера.Но все же это был не драматический спектакль того масштаба, которым стал Тиль.

Юнона большое событие, но Тиль масштабнее. К сожалению,этот спектакль, никем не был снят на пленку. Помнит его только поколение, видевшее его из зала. Про этот спектакль почти ничего не написано (был 1974 год).
В конце спектакля я оживал, поворачивался спиной к зрителям, наклонялся и не только язык показывал, но и, грубо говоря, задницу. Два часа Захаров отстаивал этот актерский ход во время сдачи спектакля. Ему возражали,что, если кто-нибудь из руководителей нашей страны придет в театр, кому артист зад покажет? А вдруг из Политбюро или из ЦК попросят билеты? Увы, в истории советского театра Тиль не будет так отмечен, как Юнона. И все из-за того, что спектакль не снят на пленку.

Новости
Рекомендуем

Опросы

Что для вас дача?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...